Нейропсихологическая диагностика.
Нейропсихологическая диагностика – сложный диагностический метод, с помощью которого можно не только оценить уровень высших психических функций, но и судить о состоянии отдельных структур головного мозга и связей между ними. Это комплекс диагностических заданий, направленный на исследования особенностей памяти, внимания, мышления и других функций ребенка с целью определения особенностей мозговой организации психических функций.
Нейропсихологические исследования показали, что несформированность тех или иных высших психических функций может быть связана либо с задержкой созревания определенных зон мозга, либо с недоразвитием межанализаторных связей. Поскольку в нейропсихологии функция рассматривается как сложная функциональная система, то нарушение любого звена этой системы и на любом уровне приводят к дефекту функции. Но механизмы этого нарушения будут разные. Раннее нейропсихологическое обследование ребенка дает возможность установить уровень сформированности его психических функций и готовности к обучению, поставить точный диагноз на основе научных данных и тем самым предупредить или уменьшить трудности обучения ребенка.
Нейропсихологические пробы направлены на диагностику:
- Общих характеристик (ориентировка во времени и пространстве, знание личных данных, особенности поведения и эмоциональных реакций во время проведения обследования, усвоение инструкций заданий, сосредоточенность, старательность, темп работы)
- Стрессоустойчивости (индивидуальный латеральный профиль – ведущее полушарие мозга; ведущие модальности – глаз, ухо, рука, нога; ведущая репрезентативная система – аудиальная, визуальная, кинестетическая).
- Нейродинамики психической деятельности ребенка
- Двигательной сферы ребенка (праксис)
- Восприятия (гнозис) ребенка
- Речевых функций (развитие, произношение, фонематический слух, понимание логико – грамматических конструкций, чтение)
- Памяти (зрительной и слуховой) ребенка
- Мышления ребенка
- Внимания (направленность, объем, распределение, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость, переключаемость) ребенка
- Интеллектуальной деятельности ребенка
- Письма
- Эмоционально – волевой сферы